Кораблестроение

» 

Во славу Андреевского флага

Русское кораблестроение имеет очень древнюю историю. Еще задолго до образования Киевского государства наши предки, славяне, славились как искусные мореходы и храбрые воины. На своих судах они плавали не только Черным морем, которое называли «русским морем», но и выходили через проливы в Средиземное море. С возникновением Киевской Руси россы снаряжали свои ладьи, которые могли принять много товаров, запасов воды, пищи и десятки воинов. Много раз они отправлялись для торговли в Царьград.

Но не всегда отношения Киевского государства с Византией были мирными. По данным русской летописи, киевский князь Олег дважды отправлялся походом на Царьград. В 907 году византийцы перегородили пролив цепью, но, высадившись севернее Босфора, русские подошли к стенам столицы. Греки вынуждены были запросить мира. Олег потребовал выплатить по 12 гривен на каждый корабль и дань для подвластных ему городов. Русские купцы получили право беспошлинной торговли с Византией и другие льготы. Легенда гласит, что в знак победы и мира Олег по обычаю того времени прибил свой щит к воротам Царьграда.

Татаро-монгольское нашествие нанесло огромный урон хозяйству Руси и надолго задержало развитие культуры и экономики. Завоеватели отрезали русских от берегов Черного, Азовского и Каспийского морей. Но новгородские купцы ходили на своих ладьях в Швецию, бороздили воды Балтийского и северных морей. Доходили до Шпицбергена и Норвегии.

Устойчивые на волне ладьи новгородцев были не только торговыми судами. Это были корабли с палубами и помещениями для воинов и команды, с местами для грузов. Они были хорошо вооружены и могли дать достойный отпор любителям легкой наживы.

Новгородцы были отличными моряками, им были известны приемы управления парусами при противном ветре. Их опыт часто перенимали моряки других стран. В Англии в конце XIX века вышла книга морского историка Ф. Джена «Русский флот в прошлом, настоящем и будущем». В этой книге можно прочесть следующее:

«Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности больше права на древность, чем флот, британский. За столетие до того, как Альфред (король англосаксов, царствовавший с 870 по 901 год) построил британские корабли, русские суда сражались в морских боях: и тысячу лет назад первейшими моряками своего времени были — русские»*.


* Джен Ф. Русский флот в прошлом, настоящем и будущем. — Лондон, 1899, с. 22.

Русь не утратила торгово-экономических связей и со странами Средиземного моря. Этому способствовало восстановление разрушенного завоевателями хозяйства, земледелия, накапливание производительных сил в наиболее благоприятных северо-восточных районах.

Постепенно росли силы для освобождения от иноземных захватчиков. В 1480 году татаро-монгольское иго пало. Русское государство постепенно становится одним из могущественных государств в Европе. Ведущую роль в этом историческом развитии сыграла Москва, которая, имея выгодное географическое положение почти в центре России, явилась связующим звеном в объединении разрозненных, а иногда и враждующих между собой княжеств.

Во второй половине XVI века Русское государство начало борьбу за возвращение северного Причерноморья. Однако силы России были пока недостаточны для полного решения этой задачи, поскольку существовала постоянная угроза от татар с востока, от Османской империи с юга, от Ливонского ордена и польского короля Сигизмунда I с запада, от Швеции с севера. Все же успехи были, и значительные, в основном на востоке. В 1552 году было присоединено Казанское ханство, а в 1556 году — Астраханское. В состав России вошли многие народы, населявшие Поволжье. Русской рекой стала Волга. Карамзин писал об этом, что «кроме славы и блеска Россия, примкнув свои владения к морю Каспийскому, открыла для себя новые источники богатства и силы, ее торговля и политическое влияние распространилось. Звук оружия изгнал чужеземцев из Астрахани, но спокойствие и тишина возвратили их. Они приехали из Шемахи, Дербента, Шавкала»*.


* Карамзин Н. М. История государства Российского, т. VIII. — СПб., 1842, с. 139.

В 1558 году крымский хан Давлет-Гирей со 100-тысячным войском пошел на Москву. Узнав о приготовлении русских, он отказался от похода. Тогда Иван Грозный направил в Крым двух воевод с восьмитысячным отрядом, который должен был ударить по берегам Днепра, а пятитысячный отряд очистить Дон*. Оба отряда успешно провели операцию.


* Висковатов А. В. Обзор морских походов русских. — М.: Военмориздат, 1946, с. 51-52.

В днепровском лимане отрядом Вишневецкого было захвачено два турецких судна. С их помощью он высадился в Крыму. С успехом провел наступательные действия и, овладев многими селениями, освободил из неволи русских, угнанных в рабство. Нападение татар на русские земли было сорвано.

Постепенный рост производительных сил, расширение международных отношений, развитие экономики и культуры в России к концу XVII века создало предпосылки для создания сильного регулярного флота и армии.

Петр I был выдающимся военным и государственным деятелем. Он сумел объединить усилия государства для борьбы с иноземными захватчиками на западе и юге за выход России к ее исконным морским рубежам. Он добивался и мечтал о превращении России в могущественную морскую державу. Первый поход Петра к Черному морю закончился неудачно. Петр понял, что без флота ему не овладеть Азовом, являвшимся сильной турецкой крепостью. Начались подготовка ко второму походу на Азов и строительство флота, которое велось под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове и Сокольске. Весной 1696 года флот был построен. В его составе были два 36-пушечных корабля «Апостол Петр» и «Апостол Павел», четыре брандера, 23 галеры, 1300 стругов, 300 морских лодок*. 3 мая из Воронежа к Азову вышел авангард галерной флотилии во главе с Петром I. В это же время Петром издается «Морской регламент». 12 июня флот вышел в море и блокировал Азов с моря. 28 июня турки попытались высадить десант в помощь осажденной крепости. В десанте участвовало 6 кораблей и 17 галер с 4000 солдат. Остановившись в отдалении, турецкий флот простоял 14 дней в бездействии. 28 июня турки решились высадить десант, но, видя, что русские готовятся к бою и выбирают якоря, ушли, бросив осажденную крепость на произвол судьбы. 18 июля, потеряв всякую надежду на помощь своего флота, Азов капитулировал. В 1700 году Петр I подписывает мирный договор с Турцией, по которому к России отошли Азов, Таганрог, северное побережье Азовского моря. Это был большой успех русской армии и флота.


* Боевая летопись русского флота: Сб. — М.: Воениздат, 1948, с. 40.

Однако это еще не обеспечивало свободного выхода в Черное море — необходимо было построить сильный флот, так как Керченский пролив охранялся турецкими крепостями.

Развитию дальнейших успехов на юге помешала война со Швецией. Весной 1711 года турки, подстрекаемые шведским королем Карлом XII, напали на Россию. Их 120-тысячная армия и присоединившиеся к ней 50 тысяч крымских татар переправились через Дунай. После кровопролитных боев в Молдавии с численно превосходящим противником на военном совете было решено предложить туркам вести переговоры о мире. 12 июля был подписан мир, по которому русские войска могли свободно выйти с территории Молдавии, а Россия возвращала Турции Азов с обязательством уничтожить Азовский флот.

В 1700 году началась Северная война, которая продолжалась более двадцати лет. Все устремления Петра I были направлены на создание военного флота на Балтийском море. Нужно было строить галерный флот, который мог бы проходить в узких проливах, шхерах и действовать совместно с сухопутной армией. Нужно было также строить и большие корабли, способные вести боевые действия на море. А для строительства флота нужна материальная база. Создаются новые медно-литейные и чугунолитейные заводы на Урале для вооружения флота, но верфей пока не хватает. Петр укрепляет Архангельск и начинает там постройку двух малых фрегатов.

В 1702 году взята шведская крепость Нотебург (Петрокрепость) при выходе Невы из Ладожского озера, а в следующем — крепость Ниеншанц, где был заложен город Петербург. Путь из Ладоги к морю был открыт и одержана первая морская победа: захвачены два шведских фрегата.

Для защиты подходов к Петербургу была предназначена крепость Кроншлот (будущий Кронштадт) на острове Котлин. Началось строительство мощного военно-морского флота. Закладывались корабли на многочисленных верфях: на Сяси, Волхове, Олонце, Выборге, Луге и Ижоре. Флот был создан и вскоре показал свое высокое боевое мастерство в битве при Гангуте в 1714 г.

Победы русского регулярного флота ускорили принятие шведами всех условий Ништадского мира, который был подписан в 1721 году, завершив борьбу русского народа за возвращение земель по берегам Балтийского моря.

Ко второй половине XVIII века одной из главных проблем оставался выход России в Черное и Средиземное моря. Этого требовали не только интересы торговли, но и укрепление Российского государства на международной арене.

Чтобы воспрепятствовать продвижению России на запад и опасаясь ее все возрастающего влияния, Австрия и Франция подстрекали Турцию к открытию военных действий против России. В 1768 году осенью турецкое правительство вручило ультиматум с требованием немедленного вывода русских войск из Польши. Получив отказ, Турция 25 сентября 1768 года объявила войну России. Военные действия велись в Молдавии и на Балканах. Русская армия с боями продвигалась вперед. Вначале были взяты Яссы, а в ноябре — Бухарест. Чтобы создать в турецких владениях на Средиземном море новый театр военных действий и оттянуть часть турецких сил с главного театра войны, решено было отправить из Балтийского в Средиземное море эскадру под командованием адмирала Г. А. Спиридова, которая должна была, используя национально-освободительное движение балканских народов и греческих патриотов, нанести удар в тыл противника. Вторая эскадра под командованием контр-адмирала Д. Эльфинстона должна была крейсировать на морских коммуникациях противника, мешая подвозу продовольствия и снабжения из Египта, Сирии и Леванта в Стамбул.

В течение русско-турецкой войны с 1768 по 1774 год с Балтийского моря в Средиземное было отправлено 20 линейных кораблей, 6 фрегатов, 26 вспомогательных судов и бомбардирский корабль, не считая того, что было взято у неприятеля в качестве призов и куплено в других странах.

Первая архипелагская экспедиция подняла престиж России среди народов, порабощенных турками, а также ее международный авторитет. Первый в истории переход из Балтики в Средиземное море показал блестящую морскую школу, боевые качества офицеров и команд, способность русского флота совершать дальние плавания. Успехи и победы в Чесменской бухте сказались на всем ходе войны между Турцией и Россией.

По Кучук-Кайнарджийскому мирному договору (1774) территория между Днепром и Бугом перешла к России. Торговые суда получили право на проход через черноморские проливы. Азов снова отошел к России. Крым был объявлен независимым, а торговые суда получили право свободно плавать по Черному морю, не боясь захвата в плен. Турция уплачивала 4,5 млн. рублей контрибуции.

России необходимо было создавать базу и порт для строительства военного флота, способного противостоять мощному турецкому флоту. Почти в устье Днепра у Александровской крепости был заложен город Херсон со стапелями для постройки линейных кораблей и фрегатов. Ведал строительством талантливый кораблестроитель Афанасьев. Для управления Азовской и Черноморской флотилиями и портами было создано особое Черноморское адмиралтейское управление.

В 1782 году турки предприняли попытку отнять у России территории на северном побережье Черного моря с захватом Крыма десантом и восстанием местного населения, но попытка турок закончилась для них поражением, а Крым был присоединен к России. Началось строительство Севастополя, ставшего главной морской базой Черноморского флота. С 2 мая 1783 года в Севастополь, в Ахтиарскую бухту, вошли 11 судов Азовской флотилии и 17 кораблей с Днепра. С этого времени морские силы на юге России стали называться Черноморским флотом. А первым начальником Херсонской верфи был герой Чесменского сражения бывший командир линейного корабля «Европа» вице-адмирал Ф. А. Клокачев. Укреплялась мощь русского государства на Черном море. Но несмотря на это, в период между 1788 и 1791 годами Россия выдержала еще две тяжелые войны. В этих войнах эскадры Черноморского флота под командованием адмирала Ушакова одержали ряд блестящих побед. Турецкий флот был разбит в июле 1788 года у острова Фидониси, в июле 1790 года в Керченском проливе, в августе 1790 года у Тендры, в июле 1791 года — у мыса Калиакрия.

На северо-западе в войне со Швецией, которая хотела вновь отвоевать русское побережье Балтики, шли морские бои, где русские, как и на Черном море, одержали выдающиеся победы в июле 1788 года у острова Гогланд, 2 мая 1790 года у Ревеля и 22 июня 1790 года — у Выборга. Шведам были нанесены сокрушительные поражения, сорвавшие планы завоевания Петербурга и их господства на Балтике.

К началу русско-турецкой войны (1787-1791) Черноморский флот имел в своем составе 5 линейных кораблей, 19 фрегатов, бомбардирский корабль и 12 вспомогательных судов, насчитывавших 1082 орудия. Кроме того, 8 линейных кораблей находились в постройке. Лиманская флотилия под командованием контр-адмирала М. С. Мордвинова в апреле 1788 года состояла из 2 линейных кораблей, 3 фрегатов и 15 вспомогательных судов. В гребном отряде было 7 галер и 24 вспомогательных судна.

Турецкий флот на Черном море в это время превосходил русский в судах в 1,5 раза, а по числу орудий в 2,7 раза. Почти все турецкие суда строились на французских верфях, их подводная часть была обшита медными листами от обрастания водорослями и древоточца. Артиллерия имела бронзовые орудия, а сами корабли обладали большей маневренностью за счет добавочных парусов и корпусов с более низким ютом. Все это увеличивало мореходные качества судов. Несмотря на это, русский флот, руководимый талантливыми флотоводцами, неизменно одерживал победы во всех крупнейших сражениях.

Хотя, конечно, бывали и неудачи. Так, в 1887 году эскадра под командованием контр-адмирала Войновича вышла из Севастополя к берегам Варны, где находился турецкий флот, который надлежало найти и уничтожить. В пути эскадра попала в сильный шторм, который продолжался пять дней. Корабли теряли мачты и бушприты, у многих были сорваны с петель рули. 64-пушечный линейный корабль «Мария Магдалина» потерял все мачты, бушприт и с сорванным рулем, полузатопленный, придрейфовал к Босфору, где был захвачен турками. Фрегат «Крым» пропал без вести. Остальные корабли эскадры с большими трудностями вернулись в Севастополь. Турки, зная о потерях и повреждениях в русской эскадре, приняли решение бомбардировать Кинбурнскую косу и затем высадить десант в составе 6000 янычар. Гарнизоном командовал А. В. Суворов, который приказал огня не открывать и дать противнику высадиться, а затем русские пошли в атаку, и после третьей рукопашной противник был сброшен в море. Потеряв более 5500 человек, турки сняли блокаду с Днепровского лимана и ушли к берегам Турции.

Беспримерный подвиг совершил капитан 2 ранга Христофор Иванович Сакен, командовавший дубель-шлюпкой, которая доставила секретные документы в Кинбурн для Суворова. Возвращаясь обратно в лиман, она была встречена турецким отрядом, состоявшим из 30 галер и других судов, которые устремились в погоню за легкой добычей. В преследовании часть турецких судов отстала, но оставалось 11 быстроходных галер, которые настигли русское судно в устье Буга. Силы были неравны, у Сакена было всего 7 орудий и 52 человека команды. Видя невозможность оторваться от противника и неизбежность абордажного боя, Сакен приказывает девяти матросам взять корабельный флаг и уходить на шлюпке к нашему берегу, устно передать командующему, что ни он, ни его судно не сдадутся неприятелю. Русское судно окружено, на его палубе уже сверкают турецкие ятаганы. Сакен с горящим фитилем бросается в крюйт-камеру. Раздается взрыв. Героически гибнет русское судно, а вместе с ним сцепившиеся четыре турецкие галеры. Этот подвиг, не знавший себе равных, имел важные последствия. Турки им были напуганы и в дальнейших сражениях избегали абордажных схваток с русскими кораблями.

Боевые действия русского флота в войне с Турцией на Черном море — это ряд блестящих побед над сильным, а порой и превосходящим в силе противником. Русская армия и флот теснили турок. Взят Очаков, Измаил, Анапа — главная турецкая база на северо-западном Кавказе. Турция понесла тяжелые потери на суше, но имея еще сильный флот, затягивала начавшиеся в Галаце мирные переговоры. Блестящая победа Черноморского флота под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова над турецким флотом у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года ускорила подписание мирного договора.

В результате русско-турецкой войны (1787-1791) русский народ возвратил свои земли на юге и окончательно утвердился на берегах Азовского и Черного морей.

Черноморский флот, который зародился и вырос благодаря неустанным заботам великого флотоводца адмирала Ф. Ф. Ушакова, вскоре стал грозной силой, с которой приходилось считаться не только Турции, но и таким крупным морским державам, как Франция и Англия.

Ф. Ф. Ушаков разработал и применил новые тактические приемы боя, в каждом случае исходя из конкретной обстановки. Его наука побеждать на море шла вразрез со старыми канонами морских сражений. Первое, это была взаимосвязь армии и флота, сочетание огня и маневра, удар по флагманам, маневр на охват авангарда неприятельской эскадры и по возможности его полное уничтожение, тактическая внезапность, создание резерва для нанесения сосредоточенного и решающего удара.

Противоречия между Россией и Турцией к середине XIX столетия обострились из-за желания царской России овладеть Константинополем и проливами. На сторону Турции стала Англия, которая не хотела иметь такого сильного конкурента на Средиземном море, какой была Россия с ее мощным флотом.

«Англия, — указывали Маркс и Энгельс в апреле 1853 года, — не может согласиться, чтобы Россия завладела Дарданеллами и Босфором. Это событие нанесло бы и в торговом, и в политическом отношении крупный, если не смертельный удар британской мощи»*.


* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. IX. с. 382.

Франция, имевшая на востоке свои крупные интересы, также не могла мириться с усилением русского влияния на Турцию. Две эти державы подталкивали Турцию к конфронтации с Россией с целью оторвать северное побережье Черного моря и Крым. 10 мая 1853 года произошел разрыв дипломатических отношений между Россией и Турцией. В июне русская армия под командованием М. Д. Горчакова заняла княжества Молдавию и Валахию. 27 сентября турки предъявили ультиматум о выводе русских войск из этих княжеств. 15 октября Турция объявила войну России. Война, начавшаяся между Россией и Турцией, переросла в войну между Россией и коалицией государств (Англия, Франция и Сардиния), которые стали на сторону Турции.

Так началась Крымская война 1853-1856 годов.

В 1853 году Черноморский флот состоял из 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корветов, 12 бригов, 32 транспортов, 7 пароходов-фрегатов и 24 малых пароходов.

Орудий на кораблях было около 2600, но не было ни одного парового линейного корабля.

Союзники Турции — Англия, Франция и Сардиния — имели миллионную армию, которая превосходила русскую по техническому оснащению и вооружению. Флот коалиции по численности и вооружению намного превышал русский флот. Особенно сильным был паровой флот.

5 ноября пароход-фрегат «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Бутакова, крейсируя у турецких берегов в районе Пендераклии, встретил 10-пушечный турецкий пароход «Перваз-Бахри». Не выдержав боя, турецкий пароход спустил флаг и был приведен в Севастополь. После небольшого ремонта зачислен в списки флота под названием «Корнилов».

Это был первый в истории бой паровых судов. В этом бою турки потеряли 58 человек, русские имели двух убитых и трех раненых.

11 ноября 1853 года эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова подошла к Синопской бухте. В составе эскадры были 3 линейных корабля — «Императрица Мария», «Чесма», «Ростислав» и 1 бриг. Нахимов решил блокировать турецкий флот, но для этого трех, даже линейных, кораблей было мало.

Эскадра неприятеля стояла под прикрытием 6 береговых батарей. В составе эскадры было 7 больших фрегатов, 3 корвета, 2 парохода и 4 транспорта. Командующий турецкой эскадрой Осман-паша не предпринял никаких действий в надежде на скорый подход англо-французской эскадры с тем, чтобы атаковать потом русских объединенными силами. 16 ноября к Нахимову присоединилась эскадра контр-адмирала Ф. М. Новосильского с 120-пушечными линейными кораблями «Париж», «Великий князь Константин» и «Три святителя», а всего русская эскадра насчитывала 6 линейных кораблей и 2 фрегата с общим числом 720 орудий, в том числе 76 бомбических пушек, стрелявших разрывными бомбами.

18 ноября в 9 ч 30 мин на флагманском корабле Нахимова «Императрица Мария» был поднят сигнал «Приготовиться к бою и идти на Синопский рейд».

Эскадра шла двумя колоннами по три линейных корабля в каждой. Фрегаты остались под парусами у входа в Синопскую бухту для наблюдения связи. После первого выстрела турецкого флагмана «Ауни-аллах» в 12 ч 30 мин был открыт огонь всеми неприятельскими кораблями и береговыми батареями.

Сблизившись с противником и отдав якоря, русские корабли открыли ответный огонь. Удивительной была меткость русских артиллеристов. Через 30 мин после начала боя флагман турецкого флота «Ауни-аллах», а вслед за ним «Фазли-аллах» загорелись и, расклепав якорные цепи, выбросились на берег. «Императрица Мария», а это была ее работа, перенесла огонь на другие неприятельские корабли и береговые батареи.

Команда корабля «Париж» под командованием капитана 1 ранга В. И. Истомина проявила мужество и героизм в бою с несколькими кораблями противника. Первым взлетел на воздух корвет «Гюли-Сефид», загорелись и выбросились на берег фрегаты «Дамиад» и «Низамие». В донесении Нахимова говорилось: «Нельзя было налюбоваться прекрасными и хладнокровно рассчитанными действиями корабля «Париж» — я приказал изъявить ему свою благодарность во время сражения, но не на чем было поднять сигнал: все фалы были перебиты»*, Благодарность Нахимова была передана адъютантом адмирала, который на шлюпке доставил ее на «Париж».


* Нахимов П. С. Документы и материалы: Сб. — М.: Военмориздат 1954, с 326.

К исходу трехчасового боя турецкая эскадра и береговые батареи были уничтожены. Из 16 кораблей турки потеряли 15, спасся только один пароход-фрегат «Таиф» под командованием англичанина Адолфуса Следа. Он прорвался с боем мимо русских фрегатов и, пользуясь преимуществом в скорости, пришел в Константинополь с известием об уничтожении эскадры Османа-паши.

В Синопском бою турки потеряли убитыми и пропавшими без вести более 3200 человек. В плен были взяты командующий эскадрой Осман-паша, 2 командира кораблей и около 200 турецких моряков.

Потерь в кораблях русские не имели, а потери личного состава были — 37 человек убитых и 229 раненых. За 36 ч на русских кораблях были исправлены все повреждения, и эскадра взяла курс на Севастополь.

Синопский бой был последним и самым крупным боем парусных кораблей. Подводя итоги боя, П. С. Нахимов в приказе от 23 ноября 1853 года писал: «Истребление турецкого флота в Синопе эскадрою, состоящею под начальством моим, не может не оставить славной страницы в истории Черноморского флота. Изъявляю душевную мою признательность второму флагману, как главному моему помощнику, и который, идя передовым в своей колонне, так неустрашимо вел ее в бой, г. г. командирам кораблей и фрегатов за хладнокровие и точное постановление своих судов по данной диспозиции во время сильного неприятельского огня, равно и за непоколебимую их храбрость в продолжении самого дела. Обращаюсь с признательностью к офицерам за неустрашимое и точное исполнение ими своего долга, благодарю команды, которые дрались, как львы»*.


* Там же, с. 316-317.

Эффективность примененных в этом бою бомбических орудий ускорила переход к строительству броненосного флота.

Моральный урон, который понесли турки в бою у Синопа, был больше и тяжелее, нежели потеря Севастополя после героической защиты от во много раз численно превосходящего противника.

28 февраля 1854 года состоялось заключение союзного договора между Турцией, Англией и Францией в борьбе против России. Соединенный англо-французский флот вышел из Босфора в Черное море якобы для защиты побережья Турции or русского флота.

Боевые действия главным образом проходили на Черном море, но район боевых действий распространялся и на Балтийское море, так как война велась на всех морях и океанах, омывавших берега России.

В этой войне видное место занимает оборона Севастополя. Более 11 месяцев русские моряки и солдаты отстаивали Севастополь, и эта героическая оборона являлась главным событием Крымской войны. Героизм севастопольцев был по достоинству оценен русским народом, но как писал В. И. Ленин: «Крымская война показала гнилость и бессилие крепостной России»*.


* Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 20, с. 173.

Надежды коалиционных войск на то, что с уходом русских войск они получат город, крепость и порт как базу для дальнейших действий против русских, не оправдались, так как, оставив южную сторону, русские взорвали все укрепления. Город не годился для использования не только в качестве базы, но даже для расквартирования войск.

Несмотря на тормозящее, замедляющее ход исторического развития влияние царского самодержавия, результатом которого стало поражение в Крымской войне, Россия не стояла на месте. Во второй половине XIX века ускорились темпы развития промышленности, увеличилось городское население, развивалось сельское хозяйство и производство товарного хлеба.

Развитие капитализма в России замедлялось остатками крепостничества в социально-экономическом, культурном и политическом укладе страны. Однако на редкость неблагоприятные условия (в том числе и низкопоклонство перед Западом правящей верхушки страны, и экономическая отсталость) не могли остановить творческой мысли замечательных русских изобретателей. Русская наука и техника гордятся именами многих изобретателей и конструкторов, которые выдающимися трудами намного опередили иностранных ученых.

В 1782 году И. П. Кулибин создает «водоходное судно» с гидравлическим двигателем. Во время испытаний судно двигалось по Неве против течения. Изобретение погибло в недрах бюрократического аппарата царской России. Тогда же, в XVIII веке, труды русских изобретателей и техников в области строительства паровых машин и металлургии подготовили возможность перехода русского судостроения от паруса и дерева к металлу. В 1815 году между Петербургом и Кронштадтом ходил первый русский пароход «Елизавета», в 1817 году на Урале строились первые волжско-камские пароходы и машины для них. На Ижорском заводе в 1817 году построен пароход «Скорый» длиною 18 м, а в 1825 году пароход «Проворный» с машиной мощностью 80 л. с. Первыми пароходами на Черном море, построенными между 1820 и 1825 годами, были «Везувий» и 14-пушечный пароход «Метеор».

Судостроение малых пароходов послужило толчком для постройки больших пароходов. Это была необходимая подготовка к строительству парового флота, а затем и броненосного флота России.

В 1838 году выдающийся русский ученый-электротехник Б. С. Якоби создает первый в мире электроход, который не находит применения, так же как и изобретение его предшественника Кулибина. 19 ноября 1879 года перед группой высших и старших офицеров флота были проведены испытания педальной подводной лодки С. К. Джевецкого. Это была небольшая подводная лодка, длиной около 5 м и высотой 1,9 м, корпус которой был сделан из листовой стали. Экипаж этой прародительницы «малюток» состоял из одного человека. Вращение гребного винта осуществлялось с помощью велосипедных педалей. Во время испытаний на Одесском рейде Джевецкий подошел к барже, специально поставленной на якорь, прикрепил к ней мину, а затем, отойдя, взорвал баржу.

Присутствующий при этом главный командир порта и Черноморского флота адмирал Н. А. Аркас в своем рапорте в Морское ведомство обратил внимание на желательность и целесообразность использования лодки в боевых действиях против кораблей неприятеля. Комиссия, состоявшая при командующем, вначале придерживалась того же мнения. Однако война окончилась, и комиссия несколько изменила свое мнение. Она пожелала, чтобы лодка была больших размеров и более пригодна для военных целей. Морской ученый комитет, состоящий еще из моряков парусного флота, с недоверием относился ко всему новому, как когда-то к паровым судам, а лодки, по их мнению, нарушали традиции джентльменской войны в линии баталии.

Комитет признал нецелесообразным затрачивать средства на постройку новой лодки.

Но С. К. Джевецкий не отказался от своей идеи, в пользе которой для русского флота не сомневался. Можно смело сказать, что почти вся жизнь С. К. Джевецкого была посвящена подводным лодкам.

В 1864 году военным министром Д. А. Милютиным был образован комитет для решения вопросов по защите Черноморского побережья России.

Постановлением комитета было решено не только восстановить все приморские крепости и форты, но и заново создать флот для угрожаемых районов с моря: Днепровского лимана и Керченского пролива. Для обороны побережья по проекту адмирала А. А. Попова началось строительство круглых броненосцев береговой обороны с сильной артиллерией и малой осадкой. Намечена была постройка десяти судов, но в 1871 — 1876 годах было построено только два круглых броненосца — «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». Этот тип кораблей из-за своих технических недостатков (низкие мореходные качества, вращение после выстрела вокруг своей оси и т. д.) не был принят на вооружение флота.

Идея строительства броненосного флота воплощалась в жизнь с большими трудностями. Только когда во Франции были построены броненосные плавучие батареи, русское правительство приняло решение о строительстве броненосных судов. Большой вклад в строительство броненосных кораблей внес русский адмирал и изобретатель А. А. Попов, корабельные инженеры Н. Е. Кутейников и И. С. Дмитриев, предложившие Морскому ведомству проект океанского броненосного крейсера, который отличался большой дальностью плавания из Балтики в Тихий океан, без захода в промежуточные порты для бункеровки. По этому проекту были построены броненосные корабли «Генерал-адмирал» и «Александр Невский» водоизмещением 4600 т. Вооружение состояло из четырех 203-миллиметровых и двух 152-миллиметровых орудий.

Первенцем броненосного флота считается канонерская лодка «Опыт». Ее построил корабельный инженер Прохоров. Этот полностью стальной корабль с толщиной брони 115 мм был первым кораблем броненосного флота не только в России, но и во всем мире (этому способствовало изобретение инженером В. С. Пятовым прокатки брони и цементации ее поверхности). Россия набрала темп в строительстве броненосных крейсеров.

Вскоре в состав русского флота входят крейсера, которые могли вступать в бой не только с кораблями, равными себе по классу, но и с броненосцами, которым не уступали в скорости хода, мощи артиллерии и броневой защите.

В 1869 году на заводе Галерного острова в Петербурге был заложен как монитор корабль «Петр Великий». Он вступил в строй в 1877 году и был построен полностью из отечественных материалов. Его создатели были талантливые кораблестроители вице-адмирал А. А. Попов и корабельные инженеры М. М. Окунев и А. Е. Леонтьев. Длина корабля 100,6 м, ширина 19,3 м, углубление 6,9 м (7,5 м с бункером). Вступление в строй «Петра Великого», способного развивать скорость 14,3 узла, произвело в зарубежных государствах фурор. По своим тактико-техническим данным «Петр Великий» был намного сильнее кораблей такого класса, построенных в Англии. Газета «Тайме» опубликовала статью, в которой говорилось, что автором проекта был англичанин Рид, но была вынуждена опубликовать 9 сентября 1872 года статью самого Рида, в которой он говорил: «...Позвольте опровергнуть то замечание, что будто бы я составлял проект недавно спущенного в Санкт-Петербурге русского броненосца «Петр Великий». Этот проект — творение адмирала Попова, человека одинаково достойного, как в военное, так и в мирное время... Было бы большой честью в отношении ко мне считать меня в Англии за составителя проекта этого судна, но я не имею никакого желания принимать на себя эту незаслуженную честь, и было бы пагубным самообольщением думать, что прогресс во флотах других держав исходит из Англии... Русские успели превзойти нас как в отношении боевой силы существующих судов, так и в отношении новых способов постройки. Их «Петр Великий» совершенно свободно может идти в английские порты, так как представляет собой судно более сильное, чем всякий из собственных наших броненосцев»*.


* Быховский И. А. Рассказы о русских кораблестроителях. — Л.: Судостроение, 1966, с. 106.

Развитие броненосцев в иностранных флотах шло главным образом по пути изменения артиллерийского вооружения. На броненосцах увеличивали число орудий средних и мелких калибров, которые обладали различными техническими данными, различной дальностью стрельбы, однако все это характеризовалось одним недостатком — затрудняло управление огнем.

В России большой вклад в дело развития артиллерии внес С. О. Макаров. Ему принадлежит изобретение головки для бронебойных снарядов, которые были приняты не только в России, но и за границей. Он предложил единую форму для всех снарядов, поскольку до этого разные заводы придавали свою форму головной части. Адмирал Макаров считал, что количество орудий средних и мелких калибров необходимо свести до минимума, и ввел на флоте унитарные снаряды и уцентрированные башенные орудийные установки.

Материалы с книги Михайлова М.А., Баскакова М.А. "Фрегаты, крейсера, линейные корабли".

Бронедвери в Киеве от производителя входных дверей "Киевспецсталь". Портал "Море" 2007